Доклад на тему: «Работа
с одарёнными детьми
как фактор повышения качества образования»
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»
Георгий Валентинович Плеханов
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и
развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Думаю, каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей в сфере образования сегодня является одной из самых важных. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Поэтому, одной из задач школы на современном тэтапе является создание необходимых условий для выявления и развития интеллектуальных, творческих, художественных и спортивных способностей детей и подростков.
В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. Согласно исследованиям детская одарённость - это, прежде всего, высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одарённого ребёнка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Одарённые дети любознательны, восприимчивы к учению, настойчивы в поиске ответов, испытывают радость от добывания знаний,
часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Принципы
педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип
максимального разнообразия возможностей для развития личности;
- принцип
возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип
индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания
условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы
выбора обучающимися дополнительных образовательных
услуг, помощи,
наставничества.
Необходимым
принципом работы с
одарёнными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Одарённые дети индивидуально, или же под руководством учителя, используя возможности сети Интернет, заходят на сайты ведущих вузов , находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В обучении интеллектуально одарённых учащихся ведущими являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Иными словами, для обучения выбираются технологии личностно-ориентированного образования.
Технология проблемного обучения обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся и тем самым позволяет развивать у детей предметную одарённость. Главным признаком проблемного
обучения является проблемная ситуация, при создании которой учитель направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Одним из методических приёмов, помогающих решить проблемную ситуацию, является введение в учебный процесс занимательных фактов, идей, высказываний, вызывающих удивление,
поражающих своей неожиданностью. В основе технологии проектного обучения лежит творческое усвоение
школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Продуктом проектирования может стать презентация, реферат, доклад, оформление альбома и т.д. Проектное обучение по своей сути является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда.
Методика обучения в малых группах с использованием игровой ситуации.
Эта методика наиболее эффективно применяется, когда класс разбивается на подгруппы, каждая из которых заранее получает определённое задание. Условие – учащиеся предварительно получают задания, список рекомендуемой дополнительной литературы и т. д. При помощи информационных технологий учащиеся создают своеобразные мини-проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают.
Формы работы содарёнными детьми:
- факультативы;
- кружки по
интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный
марафон;
- участие в
олимпиадах;
- спецкурсы;
- занятия в
профильных классах.
Таким образом,
вышеперечисленные технологии, формы и методы работы с детьми способствуют успешному усвоению знаний по предметам, формированию гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путём активного включения в реальную жизнь, уважению мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря этому
фактический материал усваивается на более высоком уровне. Работа с
одарёнными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одарённых детей должно
начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Основная идея системы
работы с одаренными детьми состоит в поступенчатом выявлении, поддержке и
развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности.
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием
одаренности учащихся на уроках.
Педагоги на уроках не только закладывают базовые знания
по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской
одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных
технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального
подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации
работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для
формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал
индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной
сложности.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием
одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований.
Чаще всего
одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная
индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями,
выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных
конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является
важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию
собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим
желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается
самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Уровень 3. Развитие одаренности учащихся в
малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и
научно-исследовательских лабораторий, проектной деятельности.
Сюда можно отнести
научное общество учащихся, в рамках работы которых дополнительные занятия
проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития
одаренности.
Уровень 4 . Индивидуальная работа с одаренными
учащимися.
Для учащихся с
высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его
области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с
учителем. Данный вид работы занимает много времени, требует больших
эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к
измеримому результату.
Работа с
родителями одаренных детей:
- психологическое
сопровождение родителей одарённого ребенка;
- совместная
практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и
поощрение родителей одаренных детей.
Работа с
одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для
обучающихся, но и для педагога.
Что делает
одарённого ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие,
поддержка, заинтересованность в нём как в личности. Очень важно, чтобы наше
педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка,
смогли бы создать для способного, одарённого, талантливого и любого ребенка
именно такое счастливое для него пространство. Помните, сознание ребенка
находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем,
чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.